Бурятский нож

Традиционными ремеслами у бурятов являются скорняжное, кузнечное, оружейное, ювелирное, вышивка и плетение.

Кузнецы или «дарханы» у бурятов в прошлом считались посланниками Небес. Их почитали и боялись не меньше шаманов. Если человек был болен, то возле изголовья его постели клали нож или топор, сделанный руками местного дархана. Это защищало от злых духов, которые насылали все болезни, и больной, согласно поверью, излечивался. Дар дархана должен был передаваться из поколения в поколение. Напоминает идею каст в древнеиндийском социуме.

Кузнецы разделялись на «черных» и «белых». Черные дарханы ковали изделия из железа, белые работали с цветными и благородными металлами, в основном с серебром.

Дарханы ковали стремена, удила, конскую сбрую, капканы, серпы, ножницы, котлы, и, конечно, оружие: ножи, кинжалы, мечи, наконечники стрел, шлемы и панцири, которые не могла пробить пуля из пищалей. Железные изделия бурятов с серебряной насечкой были известны в России как "братская" работа и ценились наряду с дагестанскими и дамасскими.

Белые кузнецы создавали настоящие произведения искусства. Они работали в основном с серебром, золото использовали очень редко ввиду его дороговизны. Серебром украшали большинство железных изделий, как бытового, так и военного назначения. Наиболее древние образцы конской упряжи, охотничьего снаряжения и одежды украшены железными посеребренными пластинами. Серебро с железом особым методом сваривали накрепко, так, что декор никогда не отваливался. Кроме того бурятским кузнецам-ювелирам была известна техника серебрения железных изделий. Серебряные ювелирные изделия и декор на железных мастера нередко украшали разноцветными кораллами и самоцветами. У забайкальских бурят-буддистов в дацанах были люди, специально занимавшиеся отливкой буддийских икон-статуэток и других предметов культа.

Символичность ножа в бурятском искусстве

"Когда-то в давние времена охотник-воин имел в своём распоряжении колчан и налучник, позднее их заменили нарядно украшенные нож и огниво. Эти атрибуты повседневного быта приобрели особый смысл, стали выражением эстетических воззрений народа" - пишет И.И. Соктоева в книге "Изобразительное и декоративное искусство Бурятии" - "Надев халат, подпоясавшись и заткнув за пояс слева нож, справа огниво, засунув за голенище сапога трубку, за пазуху чашку для питья, мужчина был снаряжен и готов к суровым условиям походного быта".

Сегодня эти неотъемлемые атрибуты бурятской походной экипировки стали основными элементами украшения национального костюма. Ножи (хутага) носили не только мужчины, но и женщины, так как они являлись орудием первой необходимости. Издавна у бурят существовал обычай – при рождении сына отец заказывал для него нож, который передавался из поколения в поколение, символизируя символ чести, достоинства и продолжения рода. Также нож ценился богатством драгоценных металлов и художественным ювелирным исполнением, способствуя подъему престижа и славы его обладателя в глазах своих сородичей.


Какие особенности присущи бурятскому ножу?

Прежде всего это геометрия клинка. Она определялась основным предназначением ножа в условиях кочевого быта: забой скота и разделка туш. Поэтому клинок бурятского ножа узкий, длинный и прямой. Таким ножом удобно забивать скотину на старинный манер кочевников (этот способ также применяют испанские тореадоры) - неожиданно резко вонзив клинок через особое узкое место у основания черепа. Животное не успевает испугаться, и мясо не портится гормонами страха. Также узкий прямой клинок отлично подходит для разрезания суставов, не застревая в жилах, и для освежевывания шкур.

Другая особенность - способ крепления к поясу: ножны прикреплялись к нему не напрямую, а при помощи цепочки, закреплявшейся на поясе специальной пряжкой-подвеской. Сам нож носился заткнутым за пояс, а подвеска с цепочкой предохраняла от случайной утери. Еще одной функцией пряжки с цепочкой была необходимость демонстративного обезоруживания кочевника бурята в знак добрых намерений, например, приходя в гости. Он вытаскивал нож из-за пояса и оставлял висеть на цепочке - нож свисал почти на уровне колен, и внезапно выхватить его для нападения становилось очень затруднительно.


Мужской и Женский ножи и ножны

Мужской и Женский ножи и ножны

Мужской и Женский ножи и ножны

Материалы: дамасская сталь, булатная сталь, серебро, клык моржа, кораллы, бирюза.

Техника изготовления: ковка, чеканка, выпиловка, гравировка, закрепка камней, патинирование.

Эти два ножа (из Бурятского набора) олицетворяют не разлучную связь между мужчиной и женщиной. Большой нож увенчан стилизованной мужской национальной шапкой. Навершием женского ножа также служит традиционный головной убор. В украшении большего ножа использованы изображения рыб и драконов. В малом - орнаменты и сопутствующие элементы, посвященные воде – осетры, раковины, гребешки волн. Женский нож инкрустирован кораллами. Мужской же, напротив, украшен бирюзой.

Навершие женского ножа Навершие большого мужского ножа

Навершие женского ножа          Навершие большого мужского ножа


 

Коралл – самый любимый камень бурят. К ним он попадал через Китай и Монголию как предмет торговли купцов. Коралл – это морское или водное дерево, обладает сложным символом, включающим в себя символизм дерева или водяной бездны. Красному цвету придавалось большое значение в различных обрядах и действиях магического характера. Коралл ассоциируется по цветовой символике с огнем, солнцем, кровью – символами жизненной энергии, тепла, очищения. Своим приглушенным и вместе с тем насыщенно густым тоном кораллы оживляли матово-белую поверхность серебряных изделий, выделяясь на фоне чеканного и ажурного узора. Они гармонично сочетаются со смуглым цветом кожи и черными волосами бурятских женщин.

 

 

Бирюза – символ счастливой любви и благодатной семейной жизни. Ее символика связана с древними восточными поверьями, будто бирюза есть не что иное, как кости умерших людей. Бирюза – основной камень Востока, священный камень Тибета, камень египетских фараонов, а также небесный камень американских индейцев. Многие камни утрачивают свои непостижимые силы, но бирюза способна сохранять мистические свойства, меняя цвет, стано¬вясь бледной, пятнистой, переходя из голубой в белую. Считалось, что бирюза отражает различное состояние здоровья. Бледнеет - если хозяин ее болен, становится белой, если он умер. Цвет камня может восстановиться, если его снова будет но¬сить здоровый наследник. В сложной мозаике клинка использованы блоки из крестов и цветов, придающие узору большую декоративность.

Серебро считается национальным металлом бурят. Люди с глу¬бокой древности осознавали, что серебро и серебряные сосуды, чаши, кубки обладают способностью к стерилизации пищи и на¬питков. Вся церковная и дацанская утварь, в которых хранили свя¬тую воду, была сделана из серебра. Буряты всех районов именно серебряные (белые) монеты бросали на дно родниковых источни¬ков, на обоо, на горных перевалах у бариса.

Серебро - металл, наделенный магической функцией, синоним всего светлого, радостного, символ красоты, богатства, здоровья. В течение многих веков у многих народов серебро было, наряду с золотом, монетарным металлом. Во времена правления Чингисхана серебряные изделия являлись предметом культа, они ценились дороже золота.

Подвеска мужского ножа. В центре отчеканен дракон. Т- образный меандр означает вечное движение и вечную жизнь                                                                                                                        Подвеска женского ножа. В центре знак «Инь-ян» - обозначает нераздельность женского и мужского начал. Окружен меандровым орнаментом               

Подвеска мужского ножа.                                                                                                          Подвеска женского ножа.

В центре отчеканен дракон.                                                                                                      В центре знак «Инь-ян» - обозначает нераздельность женского и мужского начал.

Т- образный меандр означает вечное движение и вечную жизнь                                   Окружен меандровым орнаментом

 

 

 

Восточный Дракон - символ власти, мудрости и доброты. Дракон представляет высшую духовную силу, бесконечность, дух перемен, божественную силу перемен и трансформации, ритмы природы, закон становления, сверхъестественную мудрость, силу.Это мифический персонаж, в переводе с греческого языка означает «видящий», так как жизненная сила дракона заключена в его глазах. В бурятское искусство образ дракона пришел из Китая и Тибета через Монголию.

 

 

Золотые рыбки. Их называют так из-за сияния исходящего от чешуи, похожей на блеск золота. Изображение двух золотых рыбок – сырня – один из восьми буддийских символов жертвоприношений – «найман тахил». Они никогда не закрывают глаза и как существа связанные с водным царством и не могущие издавать звуки – символ тайны, неизведанности, бдительности. Символ избавления от страданий и достижения духовного освобождения. Как рыба плывет в воде, не зная преград, так и человек, достигший просветления, не знает границ и препятствий.


Экскурс в историю технологии

Еще в древности буряты освоили технологии изготовления «дамасской» стали. Согласно данным раскопок, на территории Бурятии во II тыс. до н. э. (расцвет культуры хунну III в. до н.э. – I в. н.э.). появилась добыча и обработка металла. Производство железа местное население освоило еще до хунну, о чем говорят часто встречаемые железные изделия в поздних плиточных могилах. Однако именно в этот период произошел качественный прорыв, возросло и количество, и разнообразие предметов, изготавливаемых из металла, большое значение помимо технологической стороны стало придаваться художественному оформлению. На европейской территории России дамасская сталь известна с IV-V веков до н.э. Гораздо раньше, чем в Западной Европе. Что же она собой представляет?

Дама́сcк (дама́сская сталь) — вид стали с видимыми неоднородностями на стальной поверхности, чаще всего в виде узоров, получаемых различными способами. Различается два рода стали, которые именуются общим термином «дамаск»: сварочный дамаск (при многократной перековке стального пакета, состоящего из сталей с различным содержанием углерода) и рафинированные стали. Тиглевые булаты (он же вуц, англ. wootz), где узоры появляются за счёт образования крупных карбидов как результат высокого содержания углерода и методов медленного охлаждения, к дамасским сталям не относятся. Использовалась для изготовления холодного оружия и, реже, доспехов. (Wikipedia).

Как появился дамаск?

Древние кузнецы занимались поиском способов изготовления прочных и долговечных лезвий, ведь простое железо хоть и гибкое, но не прочное и подвержено коррозии. Сначала научились получать сталь путем науглероживания железа в специальных печах с использованием древесного угля. А затем додумались комбинировать различные материалы– железо и стали с отличающимися свойствами. Появился способ кузнечной сварки, когда несколько кусков сильно разогретого металла складывают вместе и проковывают с помощью кузнечного молота. Они соединятся в одно целое, так что и шва не будет видно. Основные цели, которые при этом преследовались, согласно исследованиям, проведенным Б. Поповым в своей работе «Ножи древней Руси», были следующие:

  1. Экономия. На мой взгляд, это самая главная причина, по которой применялась такая технология. Сталь делалась раньше из железа путем цементации. Это был длительный, требовавший определенных затрат труда и материалов, процесс, и сталь стоила гораздо дороже, чем железо. Поэтому ножи и набирались из нескольких кусков различного качества.
  2. Для увеличения прочности клинка. Хорошая сталь хоть и твердая, но одновременно хрупкая. Особенно это ярко проявлялось в древности, когда получаемый металл был грязным (в нем всегда присутствовал шлак, ухудшающий качество стали) и в нем не было разнообразных легирующих добавок. А железо наоборот: сгибай его в любые стороны, – не сломаешь. Если делать нож из какого-то одного металла, получалось плохо. Выход был в том, чтобы соединить различные по свойствам металлы вместе.
  3. Для красоты. Это, конечно же, любимый ныне всеми дамаск. О дамасской стали разговор особый, я же ограничусь лишь констатацией факта, что основное назначение дамаска декоративное и лишь во вторую очередь – для прочности клинка, но уж никак не для твердости.»

Настоящим дамаском называется такая сталь, в которой после кузнечной сварки разных сортов железа между собой обязательно должен быть сформирован чистейший ферритный шов. Он не только придаёт особую, основную и дополнительную прочность сваренным пластинам, но и стойкость на удар и изгиб. Однако эта прочность не обладает какими-то превосходными качествами и вполне сравнима с различными современными сортами стали, а некоторым даже уступает.

Хорошими рабочими качествами обладают всего два вида дамаска. Первый: сырое железо с малым количеством слоёв и сварок, с науглероживанием по кромке. Второй: сваренный из нескольких сталей, но не в перемешку, а строго по правилам – высокоуглеродистая сталь на лезвии, упругая на обухе.

Современный дамаск с перемешанными слоями на лезвии всегда хуже одной из сталей, входящих в его состав». (В.В. Кузнецов. «О дамаске без прикрас»).

Не соответствует требованиям по количественному соотношению углерода и кислорода дамаск, полученный путем современной пакетной сварки, когда несколько видов сталей спекаются при прокатке. Сегодня существует множество порошковых сплавов не только углеродистых, но и нержавеющих сталей, и все это называют дамасской сталью.

Никакого отношения к дамаску эти металлы не имеют, хотя их поверхность также украшает узор. В настоящей дамасской стали это не показатель твёрдости и прочности. Твёрдость и прочность определить по узору можно только в булатных сталях, но не в многослойных! Можно сварить пакеты в десятки слоев, получится прекрасный узор, однако стойкость такого клинка будет довольно посредственной. При этом в стали должно быть не менее 0,8 % углерода и выше». (В. Басов «Российский дамаск».)

Это, прежде всего, декоративная сталь. А. Марьянко пишет, что «дамаск может получиться не хуже, чем любая составляющая пакета, но ожидать сверхсвойств не стоит. Главная ценность дамаска в его красоте» (журнал «Прорез», №1,2000г.,стр.49). В старину, сваривая дамаск, старались все слои делать параллельными, получая бедный рисунок, но большую прочность. Таким образом, чем живописнее рисунок на дамасской стали, тем она менее прочная. Цель дамаска – украшение! Самый яркий и привлекательный дамаск имеет 300-500 слоев проковки.

Если уж говорить о прочности дамасской стали в сочетании с ее красотой, то хочется процитировать одного из современных специалистов по дамасским и булатным сталям Вячеслава Басова: «Самый красивый, самый лучший и самый прочный — это «дикий», естественный узор, но ни в коем случае не «лестничный», то есть поперечный».

Для получения различного декоративного рисунка на лезвии изделия из дамасской стали применяется следующая техника: «естественный, «дикий» узор металла проковывается под углом 45 градусов разными обжимками, чеканами, подкладными штампами. После обдирки и шлифовки 80-90 % металла сохраняется, отсюда износостойкость, твёрдость, чрезвычайная острота. Вот это настоящая дамасская сталь!» (В. Басов «Российский дамаск»).

Историки холодного оружия утверждают, что дамасская сталь шла только на изготовление длинноклинкового холодного оружия, но отнюдь не на ножи.

Ножи из качественной дамасской стали изготовлялись только высокопоставленным, богатым особам, поскольку для ее изготовления необходимо было сжечь вдвое больше угля, потратить больше времени и больше металла. Это было весьма дорогим удовольствием.


Бурятский нож с лицевой стороны и ножны

Бурятский нож с лицевой стороны и ножны

Бурятский нож с лицевой стороны и ножны

Нож в ножнах с торца

Нож в ножнах с торца

Материалы: дамасская сталь, серебро, клык моржа, гранаты, кожа.

Техника изготовления: ковка, чеканка, выпиловка, гравировка, плетение, закрепка камней, патинирование.


Бурятский нож с буддийскими символами

Бурятский нож с буддийскими символами

Бурятский нож с буддийскими символами

Материалы: дамасская сталь, серебро, моржовый клык, эбеновое дерево, гранаты, сапфиры.

Техника изготовления: ковка, чеканка, пайка, ювелирная закрепка камней, полировка, патинирование, золочение, гравировка.

Нож украшен в традиционно этническом ключе – стилизованные растительные элементы орнамента сочетаются с изображениями наиболее значимых буддийских символов. Благородная патина соседствует с позолотой, выявляющей рельефные составляющие декора. Серебряные детали полностью прочеканены вручную и обернуты по ножнам и рукояти. Пространство заполнено растительными завитками, а гравировка на них, словно оживляя, придает особое изящество предмету.

Данная сторона на рисунке сделана из моржового клыка. Этот материал выпиливается по форме и тщательно полируется до получения точного размера и формы, идеальной гладкости и характерного блеска.

Верхняя часть ножен

Верхняя часть ножен

Позолота выделяет данные символы из достаточно богато оформленных и украшенных серебряных деталей ножен. Все серебряные части ножен и самого ножа с двух сторон украшены кольцами из драгоценных камней – сапфирами, что придает завершенность, обрамленность сюжета, композиции каждого серебряного декора ножа в целом.

Нижняя часть ножен

Нижняя часть ножен

Верхнее серебряное украшение рукоятки ножа

Верхнее серебряное украшение рукоятки ножа

Верхнее серебряное украшение рукоятки ножа. Гравировка и чеканка растительных орнаментов, лепестков лотоса на верхнем закруглении под шапкой, ювелирная закрепка сапфиров на двух обручах на серебряной части.

Бурятский головной убор (малгай) является неотъемлемым атрибутом бурятского национального костюма. Он исполнен в традиционном национальном стиле мужской шапки. Использованные материалы: серебро, позолота, гранаты, моржовый клык, верхушка шапки из серебра и патины, украшена кольцом из сапфиров.

В этом ноже, кроме стилизованной шапки, выполнен и перед бурятского халата (энгэр) на устье ножен, символизируя образ человека, тесно связанного с традициями и символами своего народа.


Нож с буддийскими символами из эбенового дерева

Нож с буддийскими символами из эбенового дерева

Нож с буддийскими символами из эбенового дерева

Ножны и нож сделаны из двух разных материалов: моржового клыка и эбенового дерева. Символизируя день и ночь подобно знакам «Инь-ян».

Ножны классического бурятского ножа изготавливаются из разных сортов дерева и рога разных животных. Нож лежит в них свободно или удерживается за счёт силы трения, приспособлений для дополнительной фиксации ножа в них не предусматривается.

Рукоять – также с одной стороны деревянная, с другой из кости. Эллиптическая в поперечном сечении для удобства удержания, расширяющаяся к навершию. Гарда на бурятском ноже отсутствует, как и выемки под пальцы на рукояти. Это говорит о том, что нож в первую очередь служил бытовым инструментом, а не оружием.

бесконечный узел

бесконечный узел

Бесконечный узел. Как этот узел не имеет конца, так и этот символ олицетворяет полное обретение Неизмеримых Достоинств. Улзы – «плетенка» - древний орнамент символизирующий счастье, благополучие, долголетие. В буддийском искусстве мистическая диаграмма – одна из восьми буддийских жертвоприношений, означающий бесконечный цикл перерождений в мире людей. Символ взаимозависимости всех явлений и живых существ во Вселенной. Этот рисунок может быть изображен на любом предмете из металла, дерева и т.д., если мастер хочет выразить идею благопожелания.

Благой Зонт

Благой Зонт

Благой Зонт. Как обычный зонтик, защищает от солнца и дождя, так и этот символ олицетворяет защиту ума от знойного жара омрачений, а также оберегает вас от страданий. Символ благих деяний, совершаемых, дабы защитить живых существ от болезней, пагубных сил, препятствий, а также страданий трех низших и трех высших миров. Подобно тому, как обычный зонт защищает от дождя и зноя, так драгоценный зонт дарует защиту от невзгод и напастей самсары.

Лотос является эмблемой совершенства, поскольку его листья, цветы и плоды образуют круг. Лепестки лотоса, напоминающие солнечные лучи, олицетворяют божественный источник жизни.В буддизме лотос символизирует изначальные воды, духовное раскрытие, мудрость и нирвану. Это образ чистоты и совершенства, жизни и процветания. Цветок лотоса – обязательный элемент буддийской иконографии: многие божества изображаются либо восседающими либо стоящими на троне, образуемом лепестками лотоса. «Восседать на лотосовом троне» или «в позе лотоса» - это символ возрождения после смерти в буддийском рае. Таким образом, данный орнамент пришел к бурятам и монголам вместе с буддизмом и часто встречается на изделиях из металла и дерева, изображенный разными способами.


Нож бурятский с бирюзой

Нож бурятский с бирюзой

Нож бурятский с бирюзой

Материалы: Серебро, бирюза, моржовый клык, дамасская сталь, кожа.

Техника: Чеканка, выпиловка, гравировка, пайка, полировка, патинирование, закрепка камней.

Нож выполнен в полном соответствии с традиционной техникой изготовления подобных национальных изделий. Он украшен натуральной бирюзой, в частности на рукоятке ножа, на устье ножен расположено кольцо из камней, два шарика бирюзы на концах цепочки, соединяющей ножны и подвеску, и большой камень на подвеске.

В данном ноже подвеска украшена большой бирюзой окруженной растительным орнаментом и меандром. В меандровой ленте орнамента имеется глубокий магический смысл, она отражала течение человеческой жизни. Прямой путь символизировал добродетель. Меандр состоит только из прямых углов, которые придают линии дополнительную жёсткость и соответствуют возрастанию в добродетели.

В представленных национальных ножах в декор заложены космогонические представления бурятского народа, выраженные в переплетении мифологических персонажей и орнаментальных мотивов, имеющих символические значения.