Творчество

Жигжит Баясхаланов

 

Рад приветствовать Вас на своей неформальной страничке!

Вам интересно поближе узнать личность автора предлагаемых Вам работ и приподнять завесу тайны, скрывающей процесс творческого преображения безликого материала в яркие произведения искусства?

Я рад провести для Вас небольшой экскурс в мир моего творчества!

Биография

Начало творческого пути

Баясхаланов Жигжит Баирович родился в селе Алханай в 1985г. и вырос в селе Амитхаша Агинского округа. В 2003 году Жигжит окончил ИХИМ ( изготовление художественных изделий из металла) Профессионального Лицея №24 г. Улан-Удэ.

Там ему посчастливилось стать учеником Цыжибона Владимира Содномовича — выпускника Московской Государственной Художественно-Промышленной академии имени С. Г. Строгонова. Он очень многому научил за годы обучения.
Также Жигжит много времени провел во Дворе Художников в поселке Исток г.Улан-Удэ у ведущих ювелиров Бурятии и выходцев из Агинского округа Базарова Баясхалана Цыпыловича и Дамбиева Баира Дамбинимаевича,
был подмастерьем почти каждое лето с 12 лет. С 2004г. в Санкт-Петербурге работал в мастерской-студии С.Н. Межова, где судьба дала мне возможность общаться с опытными мастерами, профессорами и реподавателями Высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной, благодаря чему я получил огромный опыт, профессиональное развитие в общехудожественном плане, обретя целостное и образное восприятие создаваемых произведений, овладел новыми ювелирными техниками и обрел широкий диапазон идей для оружейных тем.
Склонность к ювелирному делу у меня от отца, для которого ювелирная работа является любимым хобби, занимаясь которым он выпустил за свою жизнь немало ювелирных национальных изделий. В нашей семье к любимому занятию отца проявляли интерес все члены семьи, и дети участвовали в маленьких процедурах подготовки тех или иных компонентов к поделкам. С малых лет я с большим интересом стал обучаться у отца тонкостям ювелирного дела и начал самостоятельно изготавливать бурятские национальные изделия. Будучи школьником я не раз участвовал в районных, окружных смотрах народных промыслов, где занимал призовые места.

Каждая моя работа начинается, как книга, с замысла. И этот этап является самым длительным и самым ответственным. Произведение ювелирного искусства буквально “рождается в творческих муках”, как это принято говорить высоким слогом. Идеи для своих работ я черпаю в наследии предков: меня вдохновляет бурятский эпос, я заимствую мотивы национального бурятского костюма и орнамента, для декорирования использую элементы традиционной бурятской символики, в основе которой лежат древние сакральные знания, и, конечно, источником вдохновения служит безгранично прекрасная и разнообразная в своих формах природа.

Произведения народного творчества, изучение быта и обычаев предков, наши верования и культы дают мне богатую пищу для размышления, чтение исторических книг и летописей – артефактов жизни древних монголо-бурят – погружают меня в мир фантазии и служат отличной почвой для ростков собственного творчества.

С момента возникновения основной концепции и замысла конкретного изделия (что это будет: нож, трубка, ювелирное украшение или настольная инталляция?) проходят месяцы до его воплощения в сталь и серебро и финального завершения. Работа начинается с эскизов. Я рисую.

 


 

Эскизы бурятской шапки

 

эскизы бурятской шапки

 

 

Навершие женского ножа


 

<

 

Навершие женского ножа

 


 

Эскизы курительной трубки

 

Эскизы курительной трубки

 

 

 

 

 

Эскиз курительной трубки

 

 

 

Варианты подвесок

 

Варианты подвесок

 

 

 

Гарды

 

Гарды

 

 

 

Гарды и ножны

 

 

 

Дракон

 

Дракон

 

 

 

Эскизы петли

 

Эскизы петли

 

Авторский нож "Воин" ручной работы

 

 

 

Затем после выбора варианта художественного решения изделия начинается подбор материалов, которые будут обладать с одной стороны, символичностью и сакральной энергетикой – важными элементами бурятской культуры, а, с другой стороны, позволят наиболее полно раскрыть красоту задуманных орнаментов, продемонстрировать эффектность ювелирных техник обработки материалов и придать нужную функциональность и эргономичность изготавливаемому предмету.

Моя любимая ювелирная техника – чеканка. Это древняя техника металлообработки, принятая у бурят. Существует около десятка различных видов чеканки. Эффектность чеканных украшений можно сравнить с кружевом на одежде. Это всегда красиво, фантазийно, изысканно.

Оценить результат моей творческой работы Вы можете в разделе “Изделия”, где представлены фотографии и описания моих ювелирных изделий.

Признание общественности также постепенно приходит ко мне, как к мастеру – представителю традиционного бурятского ювелирного искусства, в виде наград по итогам участия в выставках и конкурсах, чем я не могу не гордиться.